Пьеса «Блажь»– одна из последних пьес Островского, написана в соавторстве с его учеником Невежиным.
После нее, из известных – только «Красавец-мужчина». «Роковой» молодой красавец есть и в «Блажи». В муниципальном театре «Версия» его играет талантливый Антон Титов.И стареющая барынька, отдающая ему вместе с сердцем все свое — и сестринское !-имущество, тоже имеется (неожиданно возрастная роль Евгении Смирновой). Параллели с «Последней жертвой» и «Последней любовью» Островского же напрашиваются сами собой.Только там все всерьез,трагично, здесь -почти водевильно. «Блажит» барыня, недополучившая смолоду своей доли любви и тепла.
Как пишет Владимир Даль в «Толковом словаре», блажь – это дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грёзы наяву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания.И блажит Серафима Давыдовна так, что вот-вот пустит по миру своих юных сестриц, опекуншей которых она является. Возникает властная тетка с мужем и более уравновешенной средней сестрой, чтобы остановить безумие.
Пьеса незамысловата по сюжету и смысловой наполненности.И только напоминает бессмертные комедии Островского. Согласно легенде, он рукой мастера прошелся по не слишком удачному тексту, выправил, что сумел, добавив несколько сцен. Из-под столь могучего пера и водевиль нам мил. Тем более, что характеры в нем очерчены выпукло и сочно. Пройдоха управляющий, не стесняющийся в выражениях; глуповатая «младшенькая» сестра (Настя); притворившаяся «сиротой казанской» расчетливая Гурьевна.И замечательно богатый язык героев, И всякие сюжетные ходы, Ирусская старина,в которую молодежному составу театра погружаться время от времени просто необходимо…
Для театра, давно не игравшего классику,данное произведение — просто находка. Это большая , серьезная работа художественного руководителя театра Виктора Сергиенко, и всего его коллектива.Переселившись из театрального центра в Заводской район, «Версия» поначалу просто выживала,потомдолго«набирала» репертуар, состоявший из современных комедий и детских сказок.Но пришло время ставить значительные вещи.
Не могу сказать, что все ровно-гладко в новой постановке. Она еще обкатывается на зрителе. Пока комические персонажи переигрывают своих партнеров по сцене.Как всегда, забавна Татьяна Чупикова— одна из лучших характерных актрис Саратова, в роли Бондаревой — тетки трех сестер. Она несет положительный заряд, явившись спасительницей сестренок из хищных когтей управляющего. Во всем вторит ей милый домашний «подкаблучник»- Муж Валерия Громакова. Совершенно неузнаваем Андрей Ханжов в роли богатого, самодовольного «индюка»Лизгунова. Он здесь очень смешон. Не все ж первому театральному красавцу «добрых молодцев» играть!
Преобразилась и Анна Мельникова в роли приживалки и мелкой ростовщицы Гурьевны.Она находит для своей героини очень яркую сценическую форму.Колоритны эпизодические персонажи : сообразительная горничная (на месте тут Екатерина Елькина),дурковатый сын Гурьевны — в отличном исполнении Юлия Риделя.Кому, как не Ивану-дураку, достаются обычно царевны?Надо только оказаться в нужное время в нужном месте – хоть бы на грибной прогулке.
Из трех сестер самый законченный образ сумел пока создать младшая (Татьяна Нагула). Импульсивная, бегучая ,крикучая (кое-где ипережимает),дитя природы и запущенной дворянской усадьбы.Анастасия Шаталина ведет роль Оли,самой умной из сестер, ровно и хорошо. Но часто в ее глазах стоят слезы, добавляющие ненужной сентиментальности действию.
Очень трудная задача была у молодой актрисы Евгении Смирновой: ( по пьесеона ровесница своей тетке.Серафима Давыдовна Сарытова , согласно ремарке, «вдова-помещица, пожилая женщина, молодитсяне по летам, попечительница и крестная мать своих сестер». И предстает перед намив очень невыгодном свете: ради юного любовника пустила на ветер имение, допустила падеж скота,залезла в долги, попустительствует картежному вертепу в родовом гнезде.Но слова «блажь и дурь», появятся только в конце пьесы. А пока ей кажется, что она искренне любит не лишенного обаяния молодого повесу. И все увещевания близких проходят мимо ушей его престарелой влюбленной. Пока… он сам ее не бросит,грубои нагло,как и все, что делает этот «недоучившийся гимназист».
Смирнова старательно передает состояния нежной внимательности к возлюбленному и глубокого отчаяния в его отсутствие.Только переходы от одного к другому пока ей не совсем даются.И ни к чему здесь играть трагедию Катерины из одноименной пьесы. В водевиле драма героев тоже немного комична. Не шаржирована — ни в коем случае!- лишь отмечена легкими штрихами жанра.
Интересны костюмы героев(при участиихудожника Михаила Гаврюшова) и декорации (режиссера спектакля Сергиенко). Зарастающий помещичий сад,с белой ажурной мебелью, в зелени высокой сирени, которая уже глушит все остальные кусты и цветы. Старая античная статуя распалась на три части,каждую из которых тщетно пытаются одеть, замаскировав ее эротичную сущность, а затем собратьвместе герои комедии.Им это не удается даже тогда , когда сестры, вроде, помирились и готовы вновь вернуться в родную усадьбу. Русь-то пореформенная, 1882 год на дворе. Долго ли протянет старое дворянское имение с новым управляющим- Олиным женихом, вопрос.Он личность пока гипотетическая.
Вот к таким выводам (возможно, излишне глубокомысленным!) пришла я после наблюдений за бесконечными манипуляциями героев с фрагментами статуи. «Блажь» театра «Версия» еще в начале пути. Верится, что он будет большим.
Опубликовано в «Саратовских вестях» 23 октября 2013 года