Билеты

Последние жертвы «Саратовские вести» 18.03.2014

 

 Пьеса «Блажь»– одна из последних пьес Островского, написана  в соавторстве с  его учеником Невежиным.

После нее, из известных – только «Красавец-мужчина». «Роковой»  молодой красавец есть и в «Блажи». В муниципальном театре «Версия» его играет талантливый  Антон Титов.И стареющая барынька, отдающая ему вместе с сердцем все свое — и сестринское !-имущество, тоже имеется (неожиданно возрастная роль Евгении Смирновой). Параллели с «Последней жертвой» и «Последней любовью» Островского же напрашиваются сами собой.Только там все всерьез,трагично,  здесь -почти водевильно. «Блажит» барыня, недополучившая смолоду своей доли  любви и тепла.

 Как пишет Владимир Даль в «Толковом словаре», блажь это  дурь, шаль, дурость; упорство, упрямство, своенравие; юродство; притворная дурь; временное помешательство, сумасбродство; мечты, бред, грёзы наяву; вздор, нелепость, чепуха; несбыточные мысли, желания.И блажит Серафима Давыдовна так, что вот-вот пустит по миру своих юных сестриц,  опекуншей которых  она является.   Возникает властная тетка с мужем и более уравновешенной средней сестрой, чтобы остановить  безумие.

Пьеса незамысловата по сюжету и   смысловой наполненности.И только напоминает бессмертные комедии Островского. Согласно легенде, он рукой мастера прошелся по не слишком удачному тексту, выправил, что сумел, добавив несколько сцен. Из-под  столь могучего пера и водевиль нам мил. Тем более, что характеры  в нем очерчены выпукло и сочно.  Пройдоха управляющий, не стесняющийся  в выражениях; глуповатая «младшенькая»  сестра (Настя); притворившаяся  «сиротой казанской» расчетливая Гурьевна.И замечательно богатый язык  героев, И всякие сюжетные ходы,   Ирусская старина,в которую молодежному составу театра погружаться время от времени  просто  необходимо…

  Для театра, давно не игравшего классику,данное  произведение — просто находка. Это большая , серьезная работа  художественного руководителя театра Виктора Сергиенко, и всего  его коллектива.Переселившись из театрального центра   в Заводской район, «Версия» поначалу  просто выживала,потомдолго«набирала» репертуар, состоявший  из современных комедий и детских сказок.Но пришло время ставить значительные вещи.

 Не могу сказать, что все ровно-гладко в новой постановке. Она еще обкатывается на зрителе. Пока комические персонажи переигрывают своих партнеров по сцене.Как всегда, забавна Татьяна Чупикова— одна из лучших характерных  актрис Саратова, в роли Бондаревой — тетки трех сестер.  Она несет  положительный заряд, явившись спасительницей сестренок из хищных когтей управляющего. Во всем вторит ей милый домашний «подкаблучник»- Муж Валерия Громакова. Совершенно неузнаваем Андрей Ханжов в роли богатого, самодовольного «индюка»Лизгунова. Он здесь  очень смешон. Не все ж первому театральному красавцу «добрых молодцев» играть!

 Преобразилась и  Анна Мельникова в роли  приживалки и мелкой ростовщицы  Гурьевны.Она   находит для своей героини очень  яркую сценическую форму.Колоритны эпизодические персонажи : сообразительная горничная  (на месте тут Екатерина Елькина),дурковатый сын Гурьевны — в отличном исполнении Юлия Риделя.Кому, как не Ивану-дураку, достаются обычно царевны?Надо только оказаться в нужное время в нужном месте – хоть бы на грибной прогулке.

Из трех сестер самый законченный образ сумел пока создать младшая (Татьяна Нагула). Импульсивная, бегучая ,крикучая (кое-где ипережимает),дитя природы и  запущенной дворянской усадьбы.Анастасия Шаталина ведет роль Оли,самой умной  из сестер, ровно и  хорошо. Но  часто в  ее глазах стоят  слезы,  добавляющие ненужной сентиментальности действию.

Очень  трудная задача была  у молодой актрисы  Евгении Смирновой: ( по пьесеона ровесница своей тетке.Серафима Давыдовна Сарытова , согласно ремарке,  «вдова-помещица, пожилая женщина, молодитсяне по летам, попечительница и крестная мать своих сестер». И предстает перед намив   очень невыгодном свете: ради  юного любовника пустила на ветер имение, допустила падеж скота,залезла в долги, попустительствует картежному  вертепу в родовом гнезде.Но слова «блажь и дурь», появятся  только в конце пьесы. А пока  ей кажется, что она искренне любит не лишенного обаяния  молодого повесу. И все увещевания  близких проходят мимо ушей его  престарелой влюбленной. Пока… он сам ее не бросит,грубои нагло,как и  все, что  делает этот «недоучившийся гимназист».

 Смирнова    старательно передает состояния нежной внимательности к возлюбленному и глубокого отчаяния в его отсутствие.Только переходы от одного к другому  пока ей не совсем даются.И  ни к чему здесь играть трагедию Катерины из одноименной пьесы. В водевиле  драма героев   тоже немного комична. Не шаржирована — ни в коем случае!-  лишь  отмечена легкими штрихами жанра.

 Интересны костюмы героев(при  участиихудожника Михаила Гаврюшова) и декорации (режиссера спектакля Сергиенко).  Зарастающий помещичий сад,с белой ажурной мебелью, в зелени высокой сирени, которая  уже глушит  все остальные кусты и цветы.   Старая античная статуя  распалась на  три части,каждую из  которых тщетно пытаются одеть, замаскировав ее эротичную сущность, а затем собратьвместе герои комедии.Им это не удается даже тогда , когда   сестры, вроде,  помирились  и  готовы вновь вернуться  в родную усадьбу. Русь-то пореформенная, 1882 год на дворе.  Долго ли протянет  старое дворянское  имение с новым управляющим- Олиным женихом, вопрос.Он личность пока гипотетическая.

 Вот к  таким выводам (возможно, излишне глубокомысленным!) пришла  я после наблюдений за   бесконечными манипуляциями героев с фрагментами статуи. «Блажь» театра «Версия» еще в начале пути. Верится, что он будет большим.

  Опубликовано в «Саратовских вестях» 23 октября 2013 года